Знакомимся с Р, учимся произносить.







- Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы?
( Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)
2). Знакомство с новым звуком:
а) Выделение звука [р] из слов;
-Отгадайте загадку:
Цветное коромысло
Над городом повисло. (Радуга)

- Определите первый звук в этом слове.


-Отгадайте другую загадку:
Не конь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)

- Определите последний звук в этом слове.

Конечно же, ребята, это звук Р

Дайте характеристику звука [р]
(согласный, твердый, звонкий)
- Как будем обозначать этот звук?
(кружком синего цвета)

. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!
-Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.
- Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
- Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)
- Значит, какой это звук?
-Глухой или звонкий? (звонкий)
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)
- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)


Те ребята, кто уже научился рычать-рычим, как собачки: РРРРРР.
Те, кому не хватает вибрации-берем ватную палочку, либо моем пальчик (дополнительно протереть спиртом, сполоснуть и насухо вытереть) и создаем вибразию под язычком, произнося при этом Зззз, Жжжжж, Шшшш, дын-дын-дын или просто дуя с голосом на язычок. Получаем раскатистое Р. 

Если же хотим произносить Р без механической помощи-есть простой и действенный способ произносить Р без вибрации, так называемый проторный Р. Он произносится без смягчения.
Понятное дело, родителям очень хочется добиться какого-то положительного результата! Предлагаем компромиссное решение: поставить одноударный звук [Р] (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется другими звуками и не искажается). От обычного, проторный звук отличается лишь отсутствием вибрации. Одноударный [Р] в исполнении ребёнка немного напоминает звук [Д]? Ничего страшного! Со временем это пройдёт.
Для начала выполним артикуляционную гимнастику вместе с Тигрушей:



 Выполнили?

А теперь учимся с нуля (даже при совершенном отсутствии звука Р),  произносить  максимально приближенно к правильному, раскатистому р. Артикуляция при этом сохраняется правильная, язычок привыкает и если систематически добавлять вибрацию с механической помощью, звук встанет довольно быстрее, чем без постановки проторного Р. 
Приступаем:
Начните с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя перед зеркалом, покажите, как кончик языка отталкивается от твёрдого нёба за верхними резцами. Он буквально отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок должен проделать то же самое, проговаривая, вслед за вами, прямые слоги. Ещё раз повторюсь: ничего страшного, если звук [Р] в исполнении ребёнка будет напоминать [Д]. Главное, что кончик языка приподнялся и занял исходную (правильную!) позицию. Освоив её, ребёнок в скором времени справится и с вибрацией! 

Послушаем, как звучит одноударный (проторный) Р




А пока, закрепите одноударный звук [Р] в словах.
На первых порах, - в начале слов:
РА: рано, радио, рак, рама, работа, растёт, растение, ракита, рана;
РО: роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;
РУ: руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка, ручка;
РЫ: рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.
Затем, - в середине: король, ворота, ворона, корыто и проч.
И, наконец, в конце слов: ветер, свитер, спор, бор, шнур и т. д. и т.п.

Затем переходите на чистоговорки:
Ра-ра-ра: осенняя пора; иголочка остра; льёт, как из ведра.
Ро-ро-ро: красное ведро; едем мы в метро; это всё старо!
Ру-ру-ру: карандаш беру; рыба на пару; догоню сестру.
Ры-ры-ры: игра для детворы; у Риточки шары.
Ар-ар-ар: новый самовар; над водою пар.
Ор-ор-ор: Роман бежит во двор; покрасили забор.
Ур-ур-ур: Рита кормит кур; мяучит Мурзик: «Мур-р-р...».
Ыр-ыр-ыр: мышка любит сыр; в сыре много дыр.
Ир-ир-ир: Папа командир; идём мы с папой в тир. И т.д.
Сочиняйте подобные чистоговорки совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты простеньких стишков со звуком [Р] можно найти в любых детских книжках.
Работа над одноударным [Р] проводится поэтапно. Для каждой позиции звука отводится несколько занятий. Новый речевой материал берётся лишь тогда, когда ребёнок справился с предыдущим.
Не исключено, что у ребёнка сначала будет хорошо получаться только мягкий вариант одноударного звука [Р']: РИ, РЯ, РЁ, РЕ, РЮ.
Что ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига, рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт, рёва, рюши, рюмка и т.д.
Соответственно, чистоговорки будут типа:
Ри-ри-ри: на ветки снегири.
Ре-ре-ре: лето на дворе.
Рю-рю-рю: маме говорю.









Комментарии

  1. Доброе утро попели с Денисом позанимались с тигренком пока Р у Серёжи не очень получается

    ОтветитьУдалить
  2. Нина Александровна, делайте моторчик. Обязательно перед этим мойте руки и чистой ватной палочкой под уздечкой создаём вибрацию. Если вибрация хорошая-также, с механической помощью проговариваем открытые слоги ра-ру-ро-рэ-ры. Лучше это делать лёжа, напряжения на язык меньше, лучше будет получаться.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина
    Добрый вечер, Татьяна Николаевна! Звук Р у Дениса Шакина не получается, чаще заменяет его ЛЬ, но мы всё равно прошли все задания по этой теме. Хочу спросить, если ребёнок произносит не правильно, нужно ли ему проговаривать не правильно этот звук, не закрепится ли в дальнейшем не правильное произношение? Денис занимался с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Сергеевна, пришлите мне на вайбер видео, как у Дениса получается проторный Р. Дело в том, что сам проторный Р с точки зрения произношения "не совсем правильный", смягченный и без вибрации, напоминает английский. Но при нем сохраняется правильная артикуляционная поза, отсутствует лишь вибрация. Такой Р мы автоматизируем смело в речи. НО, если с призвуками горлового, межзубного и прочей неправильности, тогда нужно отложить до индивидуальной работы по постановке. Жду видео. Если на Л заменяет-пускай, тем более, учитывая, что и Л у нас долго не вставала, но все же появилась. Главное Р не горлом, если призвуки горловые начинаются-тут же пресекать.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Учим звук и букву Н

Мир природы

Звук и буква Х